19.09.11 ГОСЗАКАЗ: Конференция ФАС РФ "Законопроект по совершенствованию госзаказа" 15.09.2011 прошла онлайн-конференция ФАС на сайте РБК по вопросам госзаказа. Участники конференции: - Заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский
- Начальник Управления контроля госзаказа Михаил Евраев
Обсуждаемые вопросы: Предложения ФАС России по комплексной регламентация всех стадий закупочного процесса (от стадии планирования закупок до стадии исполнения контрактов, включая анализ результатов закупок), в том числе: - централизация функций закупок;
- библиотека типовых контрактов, типовые требований к продукции, в том числе инновационные требования, ограничения по закупкам товаров "премиум-класса";
- система планирования закупок, организация мониторинга цен;
- совершенствование процедур торгов, замена запроса котировок процедурой короткого электронного аукциона, особенности размещения заказов на НИР;
- защитные меры от некачественного исполнения контракта, повышение надежности финансового обеспечения исполнения контракта;
- регламентация приемки продукции;
- короткая административная процедура расторжения контракта.
Законопроект основан на внесении изменений в Бюджетный кодекс, Закон 94-ФЗ, Гражданский кодекс, Налоговый кодекс, Градостроительный кодекс, КоАП. Тезисный конспект конференции, подготовленный нашим центром: - Максимальный срок оплаты госзаказа госзаказчиком по законопроекту ФАС будет ограничен 15 днями;
- По нереальным срокам исполнения госконтракта (т.е. по торгам сфабрикованным под конкретного исполнителя, готовому на такие срокам), необходимо подавать жалобу в ФАС, которая в 90% случаев признается обоснованной. Итоги торгов в таком случае отменяются.
- Регламентация качества товаров в требованиях заказчика: Указание на конкретную марку будет запрещено, как и ранее. Исключение составят некоторые виды расходных материалов (картриджи) и некоторые виды медицинского оборудования;
- Признание жалобы в ФАС "частично обоснованной" означает, что "платности в таком случае нет" (цитата);
- По данным официального сайта ФАС РФ на 09.2011 из всех проведенных конкурсов на территории РФ несостоявшимися признаются примерно 65%, из все проведенных аукционов примерно 55%. Это означает повышение общественного контроля с введением электронных торгов, улучшение конкурентной среды, так как процедуры при проведении электронных торгов существенно более честные, прозрачные. Прозрачность обеспечивается анонимностью участия в торгах, а также обязательным размещением всех контрактов, тендеров и протоколов на официальном сайте zakupki.gov.ru;
- По данным ФАС, более 90% всех подаваемых жалоб признаются обоснованными, 80% из них обжалуются в региональных судах и 90% таких дел ФАС выигрывает. По мнению ФАС, это означает значительное повышение уровня ликвидности торгов, возможности участников торгов защищать свои права, так как у каждого участника торгов есть возможность подать жалобу и в 5-дневный срок получить решение ФАС по конкретному случаю;
- Случаи сговора на электронных торгах единичны. В большинстве случаев сегодня торги признаются несостоявшимися из-за двух причин: подано ни одной заявки, либо подана 1 заявка с "заточкой под конкретного производителя". Такие торги отменяются, результаты аннулируются, тендер проводится заново. Справедливость выбора победителя торгов обеспечивается полной анонимностью участников в процессе рассмотрения их заявок;
- Горячая линия ФАС по вопросам госзаказа пока не открыта;
- Торги на повышение. Случаи, когда в итоге торгов цена снижается до нуля, а потом начинает повышаться, возможны и логичны в некоторых отраслях. Например, финансовый и банковский сектор готов заплатить заказчику, если заказчик откроет в его организации счет или депозит. И на размещение таких заказов распространяются спец.правила. Медицинские организации иногда платят сами заказчику, чтобы он заказал оборудование у них. Особенно когда дело касается престижа организации, некоторые компании готовы бесплатно поставлять оборудование и даже платить за это заказчику. На баланс в таком случае такое оборудование ставиться по начальной максимальной цене контракта.
- Обеспечение госконтракта отменено не будет. Максимальный размер обеспечения по 94-ФЗ равен 30% от НМЦК. Это плата за конкурентную среду, обеспечение справедливости торгов и равноправности участников, плата за гарантию выполнения госконтракта. Стоимость оформления обеспечения составляет 5%-10% от суммы обеспечения или 1,5 от итоговой цены контракта.
- Мотивация добросовестности заказчиков. ФАС подготовил поправки в бюджетное законодательство страны, которые будут обсуждаться вместе с Минфином России. Действия буду направлены на мотивацию добросовестных должностных лиц, членов конкурсных/аукционных и котировочных комиссий при размещении госзаказа. В связи с этим в законопроекте предусмотрены новые измененения по ответствености заказчиков при размещении госзаказа;
- Госзаказчик может отказаться от проведения процедуры ОАЭФ в некоторых случаях, по решению Правительства страны. Такие случаи касаются немногих сфер деятельности, например, обороны и безопасности. В остальных сферах такие случаи практически отсутствуют;
- Проблемы с госзаказом в научной сфере. Касаются НИОКР и заказов, например, на химические реактивы. Проблемы связаны с подтверждением квалификации персонала в отдельных рабочих группах. Над этой проблемой ФАС работал во введенном уже в апреле 79-ФЗ и будет продолжать дорабатывать с следующих изменениях 94-ФЗ.
Первый Тендерный Центр "Партнер" следит за всеми существенными изменениями в сфере госзаказа. Все сложные вопросы освещаются на открытых и корпоративных мероприятиях с экспертами Минэкономразвития, ФАС и Роспотребнадзора. Ближайший однодневный интенсив начинающего аукциониста Вводный вечерний 2-х часовой брифинг "Госзаказ и коммерческие торги: основы участия"
|
|