01.03.11 ФАС подготовил ряд поправок в 94-ФЗ
ФАС подготовил 13 поправок в закон "О размещении государственного заказа"
24 февраля 2011 года состоялась пресс-конференция руководства ФАС, посвященная выполнению поручений Правительства РФ в сфере госзаказа. Федеральная антимонопольная служба подготовила поправки в закон о размещении госзаказов в соответствии с поручением Президента РФ Дмитрия Медведева и Председателя Правительства РФ Владимира Путина.
Участники мероприятия - глава ФАС России Игорь Артемьев и начальник управления ФАС России по контролю за размещением государственного заказа Михаил Евраев рассказала о ходе выполнения и реализации поручений Правительства РФ в этой сфере.
«Мы следуем указанием Президента РФ и Правительства РФ — не разрушать достигнутые положительные результаты, а совершенствовать законодательство (94-ФЗ), оставив в нем самое лучшее, исключив существующие недостатки», - заявил Игорь Артемьев, выступая на пресс-конференции.
Михаил Евраев рассказал об основных планируемых поправках в закон «О размещении госзаказа». Одна из них касается обязательности обоснования заказчиком начальный цены контракта с указанием источников ценообразования.
«Необходимо прямо в 94-ФЗ ввести обязанность федеральных органов власти разработать типовые требования к продукции, в т.ч. заложив в них инновационную составляющую. Эти требования должны стать обязательными при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд», - заявил Михаил Евраев. «Это обеспечит инновационное развитие в госзаказе, т.к. инновационных участников не бывает – бывают инновационные товары», - сообщил он в ходе конференции.
Всего в № 94-ФЗ подготовлено 13 поправок.
ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ НОВОЙ РЕДАКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ (ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В 94-ФЗ)
Размещение заказов является одной из самых наиболее уязвимых в отношении коррупции сфер экономики. В данной сфере годами складывались взаимоотношения между заказчиками и поставщиками, напоминавшие «закрытый клуб», в который вход для рядового предпринимателя представлялся практически невозможным.
При этом до 94-ФЗ в соответствии с аналитическим докладом аудиторско-консалтинговой компании ФБК «Неправильные» госзакупки», опубликованным в 2004 году, доля честных конкурсов, при проведении которых победитель не был известен заранее, в общем количестве процедур госзакупок не превышала 1 %. Краткая характеристика существовавшей системы приведена на слайде «Реформа госзаказа».
С 1 января 2006 года, а именно с момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), ситуация с размещением государственного и муниципального заказа в Российской Федерации принципиально изменилась. Новое законодательство пришло на смену неэффективному и практически на 99% коррупционному порядку проведения процедур размещении заказов.
Основными задачами реформы системы размещения заказов стало обеспечение закупки продукции, соответствующей по качеству требованиям заказчика, устранение коррупции и достижение экономии бюджетных средств, обеспечение равного доступа предпринимателей к процедуре закупок и введение механизмов объективного выбора победителя.
В целом, предпринятые благодаря действию 94-ФЗ меры позволили:
- Добиться информационной прозрачности в сфере госзаказа (с 1 января 2011 года начал работать общероссийский портал, на котором размещается вся информация о всех заказах в стране, в т.ч. региональных и муниципальных).
- Обеспечить предпринимателям равный доступ к госзаказу. При этом по результатам опроса – 74% предпринимателей проголосовали за заложенную в 94-ФЗ новую экономическую идеологию.
- Значительно повысить качество поставляемой продукции за счет полного исключения со 2 августа 2010 года некачественного обеспечения обязательств по контрактам (страховок), а также за счет значительно более тщательного определения заказчиками требований к закупаемой продукции.
- Создать в сфере госзаказа единое экономическое пространство в стране путем централизованного (на пяти площадках) проведения электронных аукционов, как наиболее эффективного способа размещения заказов – в настоящее время на площадках зарегистрировались уже более 50 тыс. предпринимателей.
- Добиться значительной экономии бюджетных средств (за 4 года – более 770 млрд.руб.) - это новые возможности по приобретению необходимых товаров и строительству инфраструктуры.
С учетом того, что ЭЦП в стране получат до 3-х млн. человек и будет осуществлен переход в сфере госзаказа исключительно на электронный документооборот, 94-ФЗ можно рассматривать как проект по модернизации страны.
В то же время в системе госзаказа отмечается целый ряд еще нерешенных проблем, вызывающих справедливую критику, для устранения которых в соответствии с поручением Президента и Правительства РФ необходимо внести существенные изменения в 94-ФЗ, в т.ч.:
- Для исключения закупки некачественной продукции и обеспечения инновационного направления госзакупок – обязать профильные федеральные ведомства разработать типовые требования (в т.ч. гарантийные) к стандартным товарам, работам и услугам, а также ежегодно определять инновационные требования к продукции и включать такие требования в типовые контракты.
- В целях повышения профессионализма заказчиков и качества конечного результата – определить министерства в силу закона уполномоченными органами по размещению заказов для их подведомственных учреждений (централизация функции закупок).
- В целях повышения профессионализма поставщиков и качества конечного результата – предусмотреть в определенных случаях при приобретении продукции количественно измеряемые и администрируемые дополнительные требования к участникам (например, по аналогии с имеющимися в настоящее время требованиями в 94-ФЗ по строительству). Особенно актуально введение данных требований для таких творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг и т.д.
- Для быстрого рассмотрения вопросов о расторжении контрактов при их ненадлежащем исполнении - предусмотреть упрощенную (в течение 10 дней) административную процедуру их расторжения на основании решений специальных межведомственных комиссий при ФАС России с участием как финансовых, так и правоохранительных органов власти.
- Для корректного формирования начальной цены контракта – определить в законе алгоритм действий заказчика по ее обоснованию, а также поручить профильным ведомствам определять в ряде случаев ее расчет.
- Ввести обязанность публичной защиты заказчиком своих бюджетных потребностей, что повысит общественный контроль в данной сфере. Необходимо предусмотреть возможность распределения части полученной экономии при корректности определения начальных цен на увеличение ФОТ заказчика (введение мотивации заказчика на добросовестное исполнение законодательства).
- Предусмотреть обязательность применения заказчиками санкций за нарушение исполнения обязательств по контрактам, а также установить в законе максимальные сроки для оплаты заказчиками качественно исполненных предпринимателем контрактов и ответственность за нарушение таких сроков.
- Ввести процедуру дисквалификации должностных лиц заказчиков при грубейших нарушениях (по аналогии с законом о защите конкуренции), а также предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для преднамеренных действий в сфере госзаказа.
- Для исключения возможности злоупотребления предпринимателями своими правами, а также введения для предпринимателей возможности электронного обжалования действий заказчиков - установление государственной пошлины за подачу жалоб.
- Исключение запроса котировок, как конкурентного, но коррупционного способа размещения заказов и замена его на уже предусмотренный 94-ФЗ короткий по срокам электронный аукцион.
- Установление законодательных требований к обеспечению контрактов (типовые формы банковских гарантий и поручительств), а также централизованной проверки поручителей по контрактам.
- Замена субъективной оценки членов комиссии при оценке заявок на участие в конкурсе в большей степени на объективную оценку.
- Для снижения возможностей по недобросовестному исполнению контрактов - включение в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о физическом лице, осуществляющем управление соответствующим юридическим лицом, а также введение обязанности заказчиков требовать финансовое обеспечение по всем контрактам для их качественного исполнения.
Данные изменения 94-ФЗ должны быть взаимоувязаны с планом по введению новой системы госзаказа, предусмотренной Концепцией по повышению эффективности бюджетных расходов, одобренной в Правительстве РФ.
Источник: Саморегулирование в строительной отрасли