.
Семинар по госзакупкам, как выиграть тендер, обучение госзакупкам, обучение тендерам, как участвовать в электронных торгах, курсы по теме КАК ВЫИГРАТЬ ТЕНДЕР, поиск тендеров - бесплатно, курсы по 94-ФЗ, семинар по госзаказу, семинар по 223-ФЗ, курсы по ФКС, семинар по 94-фз, семинар по электронным аукционам, электронные торги, продажи b2g и 2b2, семинар по электронным торгам, тендерный специалист, бесплатные книги по тендерам и увеличению продаж b2g- наш профиль
Банк знаний FREE Учебный центр О компании Вакансии
Главная ПОСТАВЩИКУ ЗАКАЗЧИКУ ЭЦП Корпоративное обучение Поиск тендеров Отзывы Контакты
Главная Новости
15.10.12

Отчет о результатах деятельности Управления по контролю за размещением государственного заказа

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

Управления по контролю и надзору 
в области недвижимости, локальных монополий и ЖКХ (апрель 2004 – апрель 2007), 
Управления по контролю за размещением государственного заказа (апрель 2007 – октябрь 2012)

 

Изменения, внесенные в законодательство Российской Федерации (принятые Государственной Думой Российской Федерации, одобренные Советом Федерации, подписанные Президентом Российской Федерации и вступившие в силу)

 

1. В Земельный Кодекс Российской Федерации: 
1.1. Обязательность с 1 октября 2005 г. проведения аукционов при выделении земельных участков под жилищное строительство, включая детально прописанную процедуру проведения аукционов. Таким образом, создана не только основа для равного доступа предпринимателей к предоставляемым земельным участкам, но и появилась возможность применения мер антимонопольного контроля.
1.2. Обязательность проведения аукционов при выделении земельных участков под комплексное жилищное строительство (девелопмент), включая детально прописанную процедуру проведения аукционов (совместно с Институтом экономики города).

2. В Градостроительный кодекс Российской Федерации: 
2.1. Обязательность предоставления муниципальными образованиями всем заинтересованным лицам не позднее, чем за тридцать дней до дня проведения торгов на предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информацию о плате за подключение (оферта ресурсоснабжающей организации). При этом инвестор в течение года обязан уведомить ресурсоснабжающую организацию о необходимой ему мощности (акцепт оферты).
Цель – повысить определенность инвестора, к каким мощностям по коммуникациям, за какой срок и за какую стоимость он сможет подключиться. 
2.2. Обязательность и порядок проведения общественных слушаний.
2.3. Обязательность размещения градостроительной информации на официальном сайте органов власти.
2.4. Федеральный закон от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (данный закон изменяет больше 30 федеральных нормативных актов):
- обязательность проведения аукционов на право заключение договора на развитие территорий (реконструкцию), включая детально прописанную процедуру проведения аукционов;
- установление автоматического прекращения прав аренды земельного участка, предоставленного для целей жилищного строительства, в случае, если хозяйствующий субъект в течение установленного срока не получил разрешение на строительство; 
- повышение арендной платы земельного участка при несоблюдении сроков завершения строительства и государственной сдачи в эксплуатацию объектов жилищного строительства.

3. Разработан и принят Федеральный закон от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также введена ответственность в КоАП РФ за нарушение норм законодательства Российской Федерации о размещении госзаказа.
Среди наиболее ключевых норм можно отметить следующие:
3.1. Обязательность размещения информации в сети «Интернет» и создание в стране единого национального портала.
3.2. Установление закрытого перечня условий допуска участников к торгам (исключение возможности заказчика произвольно решать, кого допускать к торгам, а кого нет).
3.3. Введение системы гарантий обеспечения обязательств и реестра недобросовестных поставщиков, введение обязательной аудиозаписи торгов.
3.4. Введение аукционной формы размещения заказов.
3.5. Введение процедуры электронных торгов и электронного документооборота.
3.6. Исключение возможности произвольно менять условия контракта, введение принципа «твердой цены» контракта.
3.7. Установление закрытого перечня критериев определения победителя при проведении конкурсов (введение исключительно количественных (сопоставимых) критериев, за исключением критерия «качество»), ограничение субъективизма в принятии решений при определении победителей на конкурсах 20%.
3.8. Установлен закрытый перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика и исключен субъективизм при принятии таких решений.
3.9. Введена возможность защиты предпринимателями своих прав всего за 5 рабочих дней, чего нет ни в одной другой сфере экономики.
3.10. Установлена обязанность обоснования начальных (максимальных) цен контрактов;
3.11. Установление административной ответственности в КоАПе РФ за нарушения, связанные с размещением государственного и муниципального заказа. 
Приняты такие ключевые постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, как: 
от 15.05.2007 № 292 «Об утверждении Положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков»;

от 27.02.2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона»;
от 10.09.2009 № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков»;
от 29.12.2010 № 1191 «Об утверждении Положения о ведении реестра государственных и муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещается указанный реестр»;
от 03.11.2011 № 881 «О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования». 
В результате – введение общественного контроля в сферу госзаказа и необходимость заказчиками формулировать жесткие требования по качеству к закупаемой продукции.
За период действия закона (2006 - 2011 гг) экономия составила более 1 трлн. 448 млрд. руб. – это новые возможности по приобретению необходимых товаров, а также строительству инфраструктуры.
В сфере госзаказа была создана конкурентная среда, у предпринимателей появилась возможность не только формально участвовать в торгах, но и выигрывать в них. 
Кроме того, в настоящее время подготовлены нормы, направленные на:
- введение быстрой процедуры расторжения контрактов;
- централизацию функций закупок;
- объективизацию оценки на конкурсе;
- введение объективной предквалификации, основанной на предыдущем опыте выполнения контрактов, что позволит значительно повысить качество контрактов в сфере госзаказа;
- введение платности за необоснованные жалобы;
- введение централизованного реестра банковских гарантий (на общероссийском портале);
- регламентацию вопросов приемки, требований к финансовому обеспечению, ответственности за некачественное исполнение контрактов;
- исключение при закупках работ и услуг необходимости указания в заявке параметров эквивалентности (введение бинарного принципа – только акцепт условий контракта со стороны участника);
- введение антидемпинговых мер, основанных на повышении финансовой ответственности предпринимателей при значительном снижении цены на торгах, и централизованного реестра добросовестных поставщиков, которые смогут представлять финансовое обеспечение в пониженном размере.
Реализация данных норм позволит решить ключевые проблемы и сформировать полноценную систему госзаказа в нашей стране.

4. В новый Лесной кодекс Российской Федерации:
4.1. Введение исключительно аукционной процедуры при распределении прав на лесные участки, включая детально прописанную процедуру проведения аукционов.
4.2. Введение современных антимонопольных норм в сфере лесных отношений.
4.3. Установлена возможность введения Правительством Российской Федерации по каждому субъекту Российской Федерации предельной нормы обладания хозяйствующим субъектом лесными ресурсами.

5. В новый Водный кодекс Российской Федерации:
5.1. Установлена принципиально иная система распределения прав на водопользование, предусматривающая разделение видов водопользования на конкурентные, множественные, естественно монопольные и осуществляемые на основе государственного заказа.
5.2. Введение исключительно аукционной процедуры при распределении прав на водные ресурсы в конкурентных видах деятельности (например, использование акватории водного объекта для рекреационных целей). 
5.3. Введение современных антимонопольных норм в сфере водных отношений.

6. Полностью разработано и принято постановление Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», в частности, введены следующие нормы:
6.1. Обязательность размещения информации в сети «Интернет» на официальных сайтах.
6.2. Установление закрытого перечня условий допуска участников к торгам (ограничение предквалификации).
6.3. Установление детальной процедуры проведения торгов, включая необходимость обязательной аудиозаписи торгов. 
6.4. Введение ограничений лотов для недопущения монополизации в жилищной сфере и для развития малого бизнеса.
6.5. Установление исключительно количественных критериев определения победителя, позволяющих объективно определить участника, предлагающего оказать наибольший объем работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения за плату, установленную организатором конкурса. 
Принятый порядок проведения торгов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирным домом позволит обеспечить равный доступ на рынок оказания услуг по управлению многоквартирным домом для всех заинтересованных хозяйствующих субъектов, что приведет к развитию конкуренции и демонополизации ЖКХ. 
Постановление вступило в силу с 1 января 2007 года. Практически, оно положило начало в стране реальным изменениям в жилищной сфере.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».
Детализирует проведенные нормы в Земельный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и в законодательство в сфере ЖКХ.

8. Разработан и принят на уровне Правительства Российской Федерации порядок проведения конкурсов на право заключения договоров пользования рыбопромысловым участком для добычи (вылова) тихоокеанских лососей при осуществлении прибрежного рыболовства, в частности, введены следующие нормы: 
8.1. Обязательность размещения информации в сети «Интернет» на официальных сайтах.
8.2. Установление закрытого перечня условий допуска участников к торгам (исключение произвольного допуска к торгам).
8.3. Установление детальной процедуры проведения торгов, включая необходимость обязательной аудиозаписи торгов. 
8.4. В целях недопущения монополизации установлена предельная норма обладания хозяйствующим субъектом прав на рыбопромысловые участки.
8.5. Установление исключительно количественных критериев определения победителя, позволяющих объективно определить участника по совокупности двух факторов: имеющего наилучшие показатели деятельности за предыдущие периоды и предложившего наилучшие условия. 
Принятый порядок проведения торгов по распределению рыбопромысловых участков создал предпосылки для равного доступа предпринимателей к биоресурсам с учетом исторического принципа работы в данной сфере, развитию конкуренции, экономического и социального положения прибрежных поселков, а так же создал возможности для притока инвестиций в рыбную отрасль.

9. Полноценное участие в разработке закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».
Закон создал финансово-экономическую основу для развития ЖКХ в муниципальных образованиях, наделяя муниципалитеты правом самостоятельно устанавливать тарифы на водоснабжение и водоотведение, утилизацию бытовых отходов, тарифы на подключение к сетям инженерно-технического обеспечения, а также инвестиционные надбавки для развития коммунального комплекса.

10. Полноценное участие в разработке закона «Об инвестиционных соглашениях в сфере ЖКХ» и существенная корректировка закона «О концессионных соглашениях», в частности, введены следующие нормы:
10.1. Обязательность размещения информации в сети «Интернет» на официальных сайтах.
10.2. Установление детальной процедуры проведения торгов.
10.3. Установление исключительно количественных критериев определения победителя, позволяющих объективно определить участника, предлагающего наилучшие условия.

11. Корректировка законопроекта «О жилищных накопительных кооперативах»: введение правовых основ для развития ЖНК и защиты рядовых членов кооператива от возможных финансовых махинаций или неудачных коммерческих решений руководства кооператива (заочное голосование, субсидиарная ответственность и т.д.).

12. Корректировка законопроекта «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» с целью исключения возможности принятия субъективных решений при предоставлении для жилья для военнослужащих.

13. Разработано и принято постановление Правительства Российской Федерации о правилах проведения аукциона на заключение договора водопользования.

14. Участие в разработке и принятии Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Данный Федеральный закон устанавливает общие принципы и основные требования, связанные с закупками товаров, работ, услуг заказчиками, к которым относятся субъекты естественных монополий, государственные компании, организациями коммунального комплекса, автономными учреждениями, унитарными предприятиями, компаниями с государственным участием.
Главная цель данного закона – вывести закупки госкомпаний и естественных монополий в публичную сферу, что обеспечит введение общественного контроля и создаст предпосылки для дальнейшего совершенствования законодательства в части регламентации таких закупок в будущем.

15. В рамках Таможенного союза разработано и принято Соглашение о государственных (муниципальных) закупках от 09.12.2010, подписанное Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, и ратифицированное парламентами государств Таможенного союза. 
Данное Соглашение направлено на создание унифицированной системы государственного заказа на всей территории стран Таможенного союза и устанавливает обязательные для национальных законодательств положения, включая детальную регламентацию всех процедур размещения государственного и муниципального заказа, а также порядок взаимодействия стран-участников Таможенного союза в данной сфере.

 

Кроме того: 
1. Корректировка законодательства по биоресурсам - более 30 нормативных правовых актов (Федеральный закон «О государственном регулировании оборота продукции из осетровых видов рыб», постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2008 № 887 «Об утверждении Правил распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, в учебных и культурно-просветительских целях, а также в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов» и т.д.) .

2. В сфере ЖКХ:
2.2. Учтены разработанные предложения ФАС России по проекту постановления Правительства Российской Федерации «Об обязательных правилах при заключении и исполнении публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры».
2.3. Учтены разработанные предложения ФАС России по проекту постановления Правительства Российской Федерации «О порядке определения условий деятельности организаций коммунального комплекса, изменение которых влияет на стоимость товаров и услуг этих организаций».

3. Разработана и представлена в Правительство Российской Федерации Программа по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации.

Работа Управления в сфере антимонопольного контроля и надзора:
1. Проведены антимонопольные расследования в сфере ЖКХ и природных ресурсов, выиграны многочисленные судебные процессы (наиболее значимые - МНК, Мосэнерго), незаконно полученные доходы в виде штрафных санкций перечислены в федеральный бюджет.
2. В сфере строительства и распределения земельных участков проведены следующие проверки:
- рынка реализации вновь возводимого жилья в Москве и Санкт-Петербурге на предмет наличия ценового сговора;
- рынка землеустроительных работ на предмет соответствия действий и актов органов власти антимонопольному законодательству;
- предоставления земельных участков (осуществлялся на постоянной основе).

 

Работа Управления в сфере контроля за размещением госзаказа
Выстроена система контроля за размещением заказов на территории Российской Федерации.
В ФАС России организована система электронного документооборота, интегрированная с официальным сайтом и электронными площадками. Данная система позволила обеспечить автоматизацию основных функций контроля (рассмотрение жалоб, проведение внеплановых проверок, ведение административного производства, аналитика, отчетность и др.). 
Это позволило существенно повысить качество контроля, обеспечить автоматический мониторинг размещаемой на официальном сайте информации в целях выявления нарушений, получать в режиме он-лайн аналитическую информацию по всем показателям размещения заказов.
Основные показатели работы ФАС России (центральный аппарат и территориальные управления) по контролю в сфере размещения заказов характеризуют следующие основные показатели за 2011 год:
1. Количество проверенных заказов - 185 420. Из них в 28 863 случаях (15 %) выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
2. Количество поступивших в ФАС России жалоб участников размещения заказов – 37 770, из них рассмотрено по существу 26 263 жалобы. Обоснованными признаны 42 % рассмотренных жалоб. 
3. Количество возбужденных дел об административных правонарушениях - 17 626. По итогам рассмотрения соответствующих дел вынесено 11 409 постановлений о наложении административных штрафов. 
4. Всего в 2011 году в реестр недобросовестных поставщиков включены сведения о 2 564 недобросовестных поставщиках.
5. Доля выигранных дел центральным аппаратом ФАС России - 704 дела (96%) от общего количества обжалованных решений (предписаний), принятых центральным аппаратом ФАС России (736).
Работа ФАС России по контролю за размещением государственного и муниципального заказа осуществляется на основании разработанного административного регламента (последняя редакция утверждена приказом ФАС России от 24.07.2012 № 498).

 

 

ФАС РФ





 


Доступные сервисы

Вход / Регистрация