.
Семинар по госзакупкам, как выиграть тендер, обучение госзакупкам, обучение тендерам, как участвовать в электронных торгах, курсы по теме КАК ВЫИГРАТЬ ТЕНДЕР, поиск тендеров - бесплатно, курсы по 94-ФЗ, семинар по госзаказу, семинар по 223-ФЗ, курсы по ФКС, семинар по 94-фз, семинар по электронным аукционам, электронные торги, продажи b2g и 2b2, семинар по электронным торгам, тендерный специалист, бесплатные книги по тендерам и увеличению продаж b2g- наш профиль
Банк знаний FREE Учебный центр О компании Вакансии
Главная ПОСТАВЩИКУ ЗАКАЗЧИКУ ЭЦП Корпоративное обучение Поиск тендеров Отзывы Контакты
Главная Новости
05.02.10

Когда заработают площадки для госзаказа?

Когда заработают площадки для госзаказа?

Площадки РТС и ММВБ, отобранные по конкурсу для проведения электронных торгов по федеральным госзакупкам, смогут начать торги в июне-июле, до этого площадкам предстоит пройти еще технический аудит, сообщили представители компаний во вторник на "круглом столе" в Деловом клубе на Тверской, организованном РИА Новости.

"Максимальный срок на подготовку площадок - пять месяцев с момента опубликования протокола конкурса, это 1 июля. Но скорее всего площадки будут готовы начать торги к 1 июня", - сообщил член правления РТС Андрей Салащенко. По его словам, за это время Минэкономразвития должно выбрать по конкурсу компанию-аудитора для проведения стресс-тестов новых площадок. Техрегламент устанавливает серьезные технические требования по поддержке максимального количества аукционов. Однако Салащенко уверен, что РТС, равно как и ММВБ, имеющие большой опыт организации электронных торгов, пройдут эти тесты.

Правительство РФ выбрало пять площадок для электронных торгов по закупкам для госнужд. Три из них с июля 2009 года уже проводили электронные аукционы для нужд министерств и ведомств в рамках "пилотного" проекта - это "Единая электронная торговая площадка" правительства Москвы, Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан и Сбербанк-АСТ. К ним добавились ООО "Индексное агентство РТС" и ЗАО "ММВБ - Информационные Технологии.

На электронные аукционы с этого года планируется перевести 60% всего федерального государственного заказа, что составляет около трех триллионов рублей, с 1 июля на новую систему будет переведен также региональный и муниципальный госзаказ. Только по федеральным госзакупкам экономия для бюджета оценивается в 500-600 миллиардов рублей ежегодно.

Технологическая революция

Операторы госзаказа называют "технологическим прорывом" произошедшие изменения в законодательстве и сам факт обязательного проведения госзакупок в системе электронных торгов. По их мнению, пяти отобранных площадок достаточно, чтобы обеспечить весь госзаказ, в других странах этим занимаются 1-2 оператора.

Правительство РФ утвердило перечень из 13 видов товаров и услуг, которые федеральные чиновники с 1 января этого года должны закупать на электронных торгах. Помимо энергоресурсов, автомобилей, компьютеров и канцелярских принадлежностей в перечень включены вода, лед, моющие и косметические средства. Кроме этого, электронные торги будут обязательны при закупке услуг по ремонту оргтехники и компьютеров, по техобслуживанию и ремонту автомобилей, по уборке зданий, санитарной обработке и удалению отходов, а также по строительным работам, если начальная цена контракта не превышает 50 миллионов рублей.

Это означает, что на электронные торги должны выйти порядка 40-50 тысяч федеральных госзаказчиков, а с середины лета к ним присоединятся около 300 тысяч региональных и муниципальных заказчиков. Отдельные больницы и детсады вряд ли будут самостоятельно выходить на торги - за них это будут делать централизованные распорядители бюджетных средств.

По мнению генерального директора ОАО "Единая электронная торговая площадка" (ЕЭТП) Антона Емельянова, новая система в разы сокращает возможности коррупции при размещении госзаказа.

"Раньше госзаказ распределялся по принципу закрытого клуба и строился на отношениях с чиновниками... Теперь заявки от поставщиков будут размещаться анонимно и заказчик не будет знать, кто выиграл аукцион до момента заключения контракта. Это сделано в интересах бизнеса, честного бизнеса ", - сказал Емельянов.

В то же время он не исключает, что на первом этапе новая система, как все новое, будет подвергаться критике как со стороны заказчиков, так и со стороны поставщиков.

"Я думаю, поначалу будет волна негатива. Поставщики пока еще не поняли, какие возможности для развития их бизнеса открылись, а заказчики еще не оценили, какие возможности для них закрылись", - отметил Емельянов. По экспертным оценкам, размер "откатов" по госзакупкам доходит до 20% от цены контракта.

Узкие места

По мнению председателя совета директоров Сбербанк-АСТ Николая Андреева, главной проблемой госзаказа являются несостоявшиеся аукционы. Операторам торгов предстоит привлечь к торгам как можно больше поставщиков. Действующее законодательство ограничивает возможности оператора в решении этого вопроса, в частности, закон запрещает им обзванивать потенциальных участников торгов и предлагать им поучаствовать в госзаказе. Сбербанк-АСТ предлагает снять это ограничение и уже направил соответствующее предложение в ФАС и Минэкономразвития.

Остается пока и проблема недобросовестных поставщиков. Но по мнению Емельянова из ЕЭТП, она будет решаться по мере расширения участия в электронных торгах добросовестных компаний. При этом операторы не исключают, что у них, как и у ФАС, будут свои "черные списки". "Проблему недобросовестных поставщиков нужно лечить повышением уровня конкуренции. Эта проблема отпадет, когда в аукционах будут участвовать 10 добросовестных поставщиков", - сказал Емельянов. Сейчас среднее количество участников торгов на ЕЭТП по госзаказу составляет 3,2 человека, но интерес к госзакупкам у бизнеса растет.

Операторы считают, что чем четче госзаказчик пропишет в извещении квалификационные требования, тем больше гарантий, что он получит качественное исполнение заказа. Для этого существуют и финансовые рычаги - обязательное финобеспечение контрактов в виде банковской гарантии либо поручительства в размере 30% от начальной стоимости контракта, которая пойдет в бюджет в случае срыва контракта. Но в интересах заказчиков прописать в заявке все - от параметров товаров и услуг до процедуры поэтапной приемки выполненных работ. У заказчика по закону есть право не платить аванс и в некоторых случаях это может быть оправдано, отметили участники "круглого стола".

Комиссия и экономия

Участие в электронных торгах бесплатное как для госзаказчика, так и для поставщиков. Победитель аукциона независимо от объема контракта будет платить оператору фиксированную сумму - 3 тысячи рублей. По мере накопления операторами солидных объемов финобеспечения (свыше 720 миллиардов рублей) власти могут отменить плату вовсе - площадки будут зарабатывать на размещении этих средств.

Выгода для бюджетов всех уровней оценивается в сотни миллиардов рублей. По опыту "пилотных" торгов ЕЭТП, средний дисконт от начальной цены контрактов составляет 18%, максимальный - 25%. По оценке Сбербанк-АСТ, торги на этой площадке в среднем "сбивают" 20-22% стартовой цены. Помимо федерального госзаказа "дочка" Сбербанка работает еще с Тверской и Новосибирской областью, а также проводит закупки для материнской компании. По словам Андреева, в 2010 году объем закупок для банка составляет порядка 2 миллиардов долларов, начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая строительно-ремонтными работами. ЕЭТП уже не первый год обслуживает столичный госзаказ, проводя в год до 6 тысяч аукционов.

Операторы убеждены, что и малые компании смогут найти свое место в системе госзаказа. Заказ на пять тысяч рублей размещать в системе электронных торгов никто не будет, но лоты на 150-200 тысяч рублей вполне "по карману" индивидуальным предпринимателям и небольшим фирмам, считают эксперты.

 

 

 

_______________________________________________________________________________________________________________

Что такое государственный заказ?
В широком понимании государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии. В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Правительство Москвы размещает заказ на строительство мини-метро до ММДЦ "Москва-Сити". Или Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта. 

Что считать государственным заказом?
Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип "источника средств". При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции - тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие "государственный заказ". Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д.; например Минобороны России, Госкомстат России), так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Правительство Москвы или Администрация Липецкой области). Потребности органов местного самоуправления под эту категорию не попадают.

Кто такие государственные заказчики?
Достаточно часто можно встретить термин "государственный заказчик". Обычно под этим понимается орган государственного управления или государственное учреждение, которое непосредственно занимается формированием и размещением государственного заказа. Особенно часто это понятие встречается при анализе деятельности администраций субъектов Российской Федерации. Часто перечень государственных заказчиков утверждается ежегодно постановлением или распоряжением губернатора. На государственном заказчике лежат функции формирования государственного заказа (то есть определения перечня закупаемых товаров, работ и услуг, объемы закупки и сроки поставки). Также на государственном заказчике лежат функции размещения государственного заказа, то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги. Размещение государственного заказа связано с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг.

Как размещается государственный заказ?
Государственный заказ размещается в основном среди частный предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа. Для определения конкретных исполнителей государственного заказа чаще всего применяются торги (конкурсы), также известные как тендеры (например, в 1999 году федеральными органами исполнительной власти было проведено более 6000 открытых торгов, по результатам которых заключено государственных контрактов на общую сумму более 56 млрд. руб.). Также применяются другие способы размещения государственного заказа (способы закупки).

Как связаны государственный заказ и государственные закупки?
Связь прямая и непосредственная. Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд. Основным способом государственных закупок, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс. Другими способами закупок, разрешенными законодательством, являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика).

Что такое государственные нужды?
Это еще один термин, обозначающий потребности органов государственного управления в товарах, работах и услугах. Действующее законодательство (статья 525 части II Гражданского кодекса Российской Федерации) определяет государственные нужды как "потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования". Понятие "государственные нужды" формально несколько шире, чем понятие "государственный заказ", поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд. На практике эти понятия без ущерба содержанию используются равнозначно.

 

 


В широком понимании государственный заказ - это потребность органов государственного управления в товарах, работах и услугах, которая удовлетворяется за счет средств бюджетов и внебюджетных фондов, то есть за счет средств налогоплательщиков. Например, строительство и ремонт школ, приобретение лекарств для пенсионеров и ветеранов, покупка компьютеров для чиновников, создание и выпуск новых образцов вооружений и военной техники для армии. В узком смысле государственным заказом называют конкретный перечень товаров, работ и услуг, которые закупаются конкретным органом государственной власти. Например, Правительство Москвы размещает заказ на строительство мини-метро до ММДЦ "Москва-Сити". Или Федеральная пограничная служба Российской Федерации размещает заказ на поставку горюче-смазочных материалов для службы автотранспорта. Государственный заказ отличается прежде всего тем, что закупки и поставки по нему оплачиваются за счет средств налогоплательщиков, которые аккумулированы в соответствующих бюджетах и внебюджетных фондах. Это так называемый принцип "источника средств". При этом совершенно неважно, кто является конкретным получателем продукции - тот, кто ее приобретает или тот, кто является ее конечным потребителем. Например, конечным получателем закупаемых в рамках государственного заказа лекарств могут быть комитет здравоохранения, государственный аптечный склад или аптеки. Но в любом случае, если эти закупки оплачиваются из бюджета или внебюджетных фондов, они попадают под понятие "государственный заказ". Под понятие государственного заказа согласно действующему законодательству попадают потребности как федеральных органов государственной власти (федеральные министерства, службы, агентства и т.д.; например Минобороны России, Госкомстат России), так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, Правительство Москвы или Администрация Липецкой области). Потребности органов местного самоуправления под эту категорию не попадают. Достаточно часто можно встретить термин "государственный заказчик". Обычно под этим понимается орган государственного управления или государственное учреждение, которое непосредственно занимается формированием и размещением государственного заказа. Особенно часто это понятие встречается при анализе деятельности администраций субъектов Российской Федерации. Часто перечень государственных заказчиков утверждается ежегодно постановлением или распоряжением губернатора. На государственном заказчике лежат функции формирования государственного заказа (то есть определения перечня закупаемых товаров, работ и услуг, объемы закупки и сроки поставки). Также на государственном заказчике лежат функции размещения государственного заказа, то есть определения конкретных поставщиков и исполнителей, которые будут поставлять нужные товары, выполнять работы и оказывать услуги. Размещение государственного заказа связано с заключением государственного контракта на поставку товаров, выполнение подрядных работ или оказание услуг. Государственный заказ размещается в основном среди частный предприятий и организаций. Исключение составляет специальная продукция, закупаемая, например, в рамках государственного оборонного заказа. Для определения конкретных исполнителей государственного заказа чаще всего применяются торги (конкурсы), также известные как тендеры (например, в 1999 году федеральными органами исполнительной власти было проведено более 6000 открытых торгов, по результатам которых заключено государственных контрактов на общую сумму более 56 млрд. руб.). Также применяются другие способы размещения государственного заказа (способы закупки). Связь прямая и непосредственная. Органы государственного управления осуществляют размещение государственного заказа путем закупок (то есть приобретения, покупки) товаров, работ и услуг на открытом конкурентном рынке. Эти закупки и называются государственными. В ходе процедур государственных закупок определяются конкретные исполнители (поставщики, подрядчики), которые поставляют товары, работы и услуги для государственных нужд. Основным способом государственных закупок, согласно действующему законодательству, является открытый конкурс. Другими способами закупок, разрешенными законодательством, являются закрытые и двухэтапные конкурсы, запрос котировок и закупка у единственного источника (поставщика). Это еще один термин, обозначающий потребности органов государственного управления в товарах, работах и услугах. Действующее законодательство (статья 525 части II Гражданского кодекса Российской Федерации) определяет государственные нужды как "потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования". Понятие "государственные нужды" формально несколько шире, чем понятие "государственный заказ", поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд. На практике эти понятия без ущерба содержанию используются равнозначно.

Источник: statetenders.ru
 

 

 

 

 

 

 

ИА "Альянс Медиа" по материалам РИА Новости

 





 


Доступные сервисы

Вход / Регистрация