25.08.09 Госторги без страховки
Участники электронных торгов при госзакупках не смогут предоставлять страховку для обеспечения выполнения своих обязательств, а госзаказчики, проводящие торги в обычном режиме, могут отказать в ее приеме, потребовав от участников банковскую гарантию или поручительство юридического лица. Такие поправки к закону о госзакупках, вступившие вчера в силу, призваны очистить рынок госзаказа от недобросовестных поставщиков. В дальнейших планах Федеральной антимонопольной службы — разработка поправок в Уголовный кодекс (УК), ужесточающих ответственность за нарушения при размещении госзаказов.
Поправки к закону о госзакупках ограничат допуск к торгам организаций, которые не смогут получить банковскую гарантию или поручительство других компаний
Страховка, которую для обеспечения выполнения своих обязательств по госконтракту предоставляло большинство поставщиков, теперь вряд ли будет использоваться. Заказчики получили право отказаться от нее и потребовать от поставщика банковскую гарантию, которая может составлять до 30% суммы контракта, или предоставление поручительства компании, обладающей не менее 300 млн рублей собственных средств.
"Действовавшая система, разрешающая участникам предоставлять страховку, приводила к тому, что заказчики фактически не имели никакой гарантии, что в случае невыполнения их заказа или выполнения его в ненадлежащем виде им будут возвращены деньги. Страховки иногда выплачивались, но это были скорее исключения", — говорит начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС Михаил Евраев.
По словам чиновника, большинство госзаказчиков готовы отказаться от приема в качестве обеспечения страховки. "Понятно, что гарантию и поручительство может получить не всякая компания, — признает Евраев. — Однако поправки принимались для того, чтобы очистить рынок от недобросовестных исполнителей".
ФАС намерена продолжить совершенствование механизмов госзакупок.
"Наша цель — перевести не менее 80% госзаказа в систему электронных аукционов, для чего необходимо доработать организационную и нормативную часть системы электронных торгов", — говорит Михаил Евраев. Сейчас доля госзакупок через такие аукционы составляет менее 1%. Переход на электронные торги по замыслу ФАС добавит госзакупкам прозрачности.
"Будет трудно мотивировать заказчиков переходить на электронные аукционы с более удобной в коррупционном смысле обычной системы госзаказа, — предвидит проблемы Иван Бегтин. — Для этого придется делать закупки через электронные аукционы обязательными. Сейчас процесс проведения торгов публичный, а вот результаты исполнения — уже нет. Система была бы более прозрачной, если бы любой гражданин мог найти информацию о том, как был выполнен госконтракт".
Также в планах ФАС — сокращение сроков рассмотрения судебных споров, связанных с госторгами. Сейчас, по словам чиновников службы, расторжение госконтракта занимает до полугода. Поставлена цель уменьшить этот срок до 1,5-2 месяцев.
Еще одна инициатива ведомства — создание "электронного магазина" для госзаказчиков. Предполагается, что система будет работать так: в начале года проводится отбор товаров, которые требуются госзаказчикам по умолчанию (канцтовары, оргтехника). После этого проводятся торги и выбирается поставщик, у которого все ведомства смогут покупать данные товары без дополнительных торгов. Это должно сократить административные и временные издержки госзаказчиков.
ФАС также готова внести поправки в УК для ужесточения ответственности за злоупотребления при размещении госзаказа. "Мы направили информацию о заказчиках, которые размещали сведения о торгах, заменяя кириллицу на латинские буквы, в прокуратуру, для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц к уголовной ответственности в тех случаях, когда подмена букв осуществлялась явно намеренно. Если прокуратура ответит, что для этого в УК нет оснований, мы намерены подготовить соответствующие поправки в кодекс", — говорит Михаил Евраев.
Помогут ли госзакупки выйти из кризиса?
Александр Иоффе / президент Российской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства:
Думаю, что немного помочь они могут, однако радикально вопрос все равно не решат — хотя бы потому, что объем госзаказа становится меньше. Другое дело, что можно провести здесь перераспределение; в частности, дать больше денег на закупки у малого и среднего бизнеса. Кроме того, госзакупки, безусловно, должны быть распространены на все монополии, которые сегодня могут заказывать необходимую им продукцию у кого угодно. А такая идея в принципе существует, необходимо ее реализовать.
Сергей Собко / зампред комитета Госдумы по промышленности (фракция КПРФ):
Да нет, конечно! Это опять будет лишь полумерой, сходной со спасением финансового рынка полуторами триллионов рублей, которые были перечислены из Стабфонда. Толком это ничего не даст: пока не будут созданы условия для нормальной конкуренции, пока малый и средний бизнес не начнет функционировать, такая страна, как Россия, не сможет существовать без угрозы национальной безопасности. Прежде всего, безопасности продовольственной, так как 70% продуктов питания у нас импортные, а собственное сельское хозяйство как было в загоне, так и остается.
Пока получается, что у нас функционирует псевдорыночная система. И здесь виноваты все вместе: и исполнительная власть, и законодательная, и так далее. Если бы те же госкорпорации были созданы наряду с прозрачной системой, которая отслеживала бы и прозрачно контролировала портфель заказов, тогда был бы один разговор. А когда на счет госкорпорации перечисляют 300 млрд, как господину Чубайсу, когда 2 млрд из них он пускает на обустройство, а 298 млрд запускает на валютный рынок, дальше и говорить не о чем.
Александр Бойко / председатель совета директоров ОАО «Центр развития экономики»:
Для многих бизнесменов государственные закупки сегодня являются спасательным кругом, потому что здесь четко прописаны бюджеты и известно, что деньги будут потрачены именно на эти цели. В то время как в коммерческих структурах сейчас довольно часто уменьшают бюджеты в связи с кризисом: срезаются инвестиционные бюджеты, срезаются бюджеты развития. То есть в этом смысле госзаказ, конечно, может нам помочь выйти из кризиса.
Также, скорее всего, нам может помочь выйти из кризиса четкое регулирование государственного заказа. Потому что на сегодняшний день его пытаются распространить и на крупнейшие госкорпорации, где речь идет об огромных средствах. Сейчас под строгий контроль попали, например, «Росатом», «Олимпстрой». Здесь правильное планирование является в определенном смысле антикризисной мерой.
Правда, сейчас многое зависит от отрасли. Я имею в виду то, что если в тучные годы можно делать большие бюджеты, связанные с обновлением техники, автомобильных парков и так далее, то во время кризиса едва ли нужны подобные траты ( ведь отменяется даже индексация для бюджетников!). Мы снова возвращаемся к вопросу о том, что бюджет должен быть разумным и контролируемым.
Впрочем, если еще раз затронуть тему госкорпораций, то тут тоже не все так просто. Например, для той же « Роснано « цена попросту не может быть определяющей, ведь вопрос касается инновационного развития и высоких технологий. Тогда как по части госзакупок все пытаются завести в аукционную форму, где вопросы цены являются как раз главными. То есть подход должен быть дифференцированным: если в случае одной корпорации или естественной монополии речь идет о простом строительстве или о простом оборудовании, то, скажем, в « Ростехнологиях « на каких-то предприятиях закупки могут быть достаточно наукоемкими.
Александр Осин / главный экономист УК «Финам Менеджмент»:
Доля госрасходов в ВВП России составляет примерно 5%, поэтому здесь важен скорее общий эффект, оказываемый на ситуацию. А государство в принципе сейчас, и в том числе в области госзакупок, затрудняет жизнь « медведям « — тем, кто играет на понижение, на ситуацию, когда выгоднее держать деньги на депозите, не инвестировать и так далее. То есть государство идет против этого тренда, что, я считаю, весьма позитивно.
Источник: ФАС РФ, Газета.ру