21.08.09 23 августа начнет действовать новое антимонопольное законодательство
С 23 августа 2009 г. начинает действовать новое антимонопольное законодательство. Поправки в закон «О защите конкуренции» и ряд других правовых актов устанавливают новые правила контроля Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за состоянием конкуренции на рынке. С их введением круг компаний, подпадающих под контроль ФАС, расширится, а наказания за антиконкурентные действия для их руководителей и чиновников ужесточатся. Юристы считают, что эти нововведения позитивно скажутся на общей конкурентной среде, но вряд ли смогут существенно понизить уровень коррупции во властных структурах.
С одной стороны, с введением нового антимонопольного законодательства осуществлять целый ряд сделок предпринимателям станет гораздо легче. Дело в том, что теперь для сделок на сумму, не превышающую 7 млрд рублей, им не придется получать одобрение ФАС. Ранее этот порог составлял 3 млрд рублей. Кроме того, антимонопольные органы надо будет уведомлять о сделках по слиянию, если активы вновь созданной организации превышают 400 млн рублей (вместо 200 млн рублей ранее).
Зато жизнь крупных и средних компаний может сильно осложниться в другом. Во втором антимонопольном пакете ФАС добилась отмены порога доминирования на рынке, который прежде составлял 35%. Это значит, что ведомство сможет прийти с проверкой в любую организацию, доля которой превышает доли конкурентов на своем рынке. При этом инициировать проверку в отношении такой компании ФАС сможет без предварительного предупреждения.
Административные меры наказания помимо руководителей компании вводятся и для чиновников. В частности, за неразмещение заказов на поставки товаров на ответственного представителя госоргана может быть возложен штраф в размере 50 тыс. рублей. Также предусмотрена дисквалификация чиновников сроком до трех лет.
Кроме того, в октябре вступят в силу поправки в 178-ю статью Уголовного кодекса, предусматривающие наказание за антиконкурентные действия в виде лишения свободы сроком до шести лет.
Вопрос цены
Вступление в силу второго антимонопольного пакета закономерно повлияет и на практику корпоративного управления в крупных и средних российских компаниях. «Они будут учитывать новые требования ФАС при определении своей политики как дополнительные риски», — считает руководитель корпоративной практики компании «ФБК-право» Александр Ермоленко. «По всей видимости, многие из них будут еще тщательнее продумывать (с учетом требований ФАС) свои подходы к ценообразованию», — уверен он.
Дело в том, что в случае изучения деятельности любой компании антимонопольным органом ей придется доказывать, что устанавливаемые цены на рынке являются рыночными. Во многих компаниях для определения цены используется затратный метод, когда рыночная цена рассчитывается, исходя из затрат компании на производство товара или услуги. Однако ФАС ранее заявляла, что при выявлении монопольный цены будет использовать и так называемый метод сопоставимых рынков. И то, соответствует ли правилам установленная той или иной компанией цена, будет определяться путем анализа рыночных цен конкурентов.
Впрочем, по мнению Александра Ермоленко, вступление в силу второго антимонопольного пакета не повлечет за собой экстренных изменений в практике корпоративного управления и конкретно ценообразования в российских компаниях.
«Они будут приводить некоторые свои подходы в соответствие с новыми требованиями постепенно», — считает эксперт.
Коррупция останется
По мнению юристов, для компаний, заинтересованных в здоровой конкуренции, со вступлением в силу второго антимонопольного пакета появится больше плюсов, чем минусов.
«Многие его новшества будут способствовать созданию и поддержанию здоровой конкурентной среды на тех или иных рынках», — говорит специалист группы по антимонопольному регулированию компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сардаана Ноговицына.
Однако все насущные системные проблемы эти поправки разрешить все равно не смогут. «Примечательно, что законодатель ищет прочные, надежные методы борьбы не просто с картельным сговором, но с властным сговором, — отмечает руководитель правовой редакции компании «Гарант» Анна Соколова. — Поскольку это именно наша специфика».
Юрист поясняет, что в России, как правило, организатором или координатором российского картеля является орган власти или конкретное должностное лицо. Это же подтверждают и исследования ФАС. Так, в докладе службы «О состоянии конкуренции на российском рынке в 2008 году» коррупция признается одним из основных тормозов для развития цивилизованной конкуренции.
«В 2008 году наблюдалось увеличение количества возбужденных дел в отношении органов власти. На них приходится около 50% общего числа нарушений», — отмечается в докладе.
При этом, по словам Анны Соколовой, предложенных вторым антимонопольным пакетом мер противодействия коррупции в органах власти совершенно недостаточно, чтобы решить эту проблему. «У любого, кто взглянет на величину штрафов, которые предлагается уплатить провинившимся чиновникам, они вызовут недоумение точно так же, как и небольшие сроки дисквалификации чиновников», — удивляется она.
Впрочем, по мнению Александра Ермоленко, несмотря на явные недостатки законопроектов по вопросу противодействия коррупции, сама перспектива заведения уголовного дела должна будет подействовать на некоторых чиновников отрезвляюще. «Другое дело, что само определение, какие их действия подпадают под ответственность по этой статье, размыто», — замечает юрист. По его мнению, не исключено, что эта неопределенность может привести к показательным процессам над отдельными чиновниками.
По материалам ФАС и Газета.ру