04.07.09 ФАС обещает революцию в области госзаказа
Участию малого и среднего бизнеса в государственном заказе и перспективам электронных торгов в России было посвящено совместное заседание президиума Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и президиума Некоммерческого партнерства «ОПОРА», состоявшееся 2 июля в Министерстве экономического развития РФ.
По словам президента ОПОРЫ РОССИИ Сергея Борисова, перспективы участия малого и среднего бизнеса в госзаказе в кризисный период огромны, особенно в ситуации, когда банковская система парализована возросшими рисками.
«Мы всё время слышим цифру 800 млрд рублей – это та самая сумма, которая предназначена для малого и среднего бизнеса в госзаказе, и отдаем себе отчет в том, что это не фантастика, хотя есть определенные сложности: всего пятая часть предпринимателей информирована сегодня о выгодах госзаказа, а традиции выталкивания малых и средних предприятий в регионах живы и поныне. Каждая такая несправедливость чревата разочарованиями и упущенными возможностями по минимизации бюджетных средств», - заявил С.Борисов, открывая заседание.
Он оптимистически отозвался об открытии трех электронных площадок (Татарстана, Москвы и Сбербанка), состоявшихся накануне, и выразил надежду, что опыт электронных торгов, к которым будут допущены все желающие, распространится по стране достаточно широко.
Эксперт ОПОРЫ РОССИИ в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Валерий Малиновский отметил, что сфера госзаказа является одной из самых коррупционных не только в России, но и в развитых странах.
«Что касается наших чиновников, они не умеют и не хотят ограничивать свои аппетиты, берут, что называется, «как в последний раз». Если же говорить о Федеральном законе N94-ФЗ, его можно охарактеризовать как прогрессивный, несмотря ни на какие претензии», - считает В.Малиновский.
По его словам, еще 3 года назад, в 2006-ом году, малые и средние предприятия не имели никаких шансов участвовать в госзаказе, сегодня ситуация коренным образом изменена.
«Судите сами, как выросла экономия бюджетных средств за счет расширения сферы госзаказа – в 2006-ом году она составила 107 млрд рублей, в 2007-ом – 168 млрд рублей, в 2008-ом – 260 млрд рублей. Конечно, могут быть придирки к методике подсчета, но общую положительную динамику отрицать вряд ли удастся – эти деньги остались в бюджете, а не были потрачены на яхты, машины и виллы чиновников», - отметил В.Малиновский.
В законе, по его мнению, четко прописаны процедуры госзаказа: важно досудебное обжалование результатов торгов и конкурсов, на время которого процесс вообще приостанавливается.
«Максимальный порог участия МСБ в госзаказе сегодня составляет 15 млн рублей», - напомнил В.Малиновский.
Следующим необходимым шагом в области госзаказа должно стать развитие справедливой и честной конкуренции.
«Нужно тщательно информировать участников обо всех торгах. Портал, разработанный в Минэкономразвития, немало тому способствует. Нужно исключить возможности сговора участников. Можно отметить, что честных заказчиков становится всё больше, но количество сговаривающихся отраслевых «бригад» также растет. Эти люди научились делать конкурсную документацию. Они нередко используют для побед в конкурсах чисто криминальные методы, вплоть до физических угроз», - подчеркнул В.Малиновский.
По его словам, электронные аукционы представляют собой самый антикоррупционный способ размещения госзаказа, такие торги должны контролироваться федеральным центром, а не мэром или губернатором.
«Здесь мы должны полностью исключить человеческий фактор, расширив параллельно номенклатуру товаров и услуг для электронных аукционов. Мы не должны допускать поползновений исправить закон таким образом, чтобы заказчик мог разрывать контракт в одностороннем порядке. Только по суду», - заключил В.Малиновский.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ) Игорь Артемьев призвал предпринимателей скорее получать электронную цифровую подпись для беспрепятственного участия в электронных торгах новооткрывшихся площадок Татарстана, Москвы и Сбербанка.
«Ни одной бумаги больше не надо везти в Москву для регистрации участия в электронных аукционах. Отныне с любого компьютера, даже домашнего, любой обладатель ЭЦП сможет торговаться за любой интересующий его вид госзакупок. Сговор при нашей системе регистрации с индивидуальных компьютеров практически исключен», - заявил И.Артемьев.
По его словам, упор в системе электронных торгов сделан на аукционы с малым шагом, десятиминутные процедуры отбора участников под номерами, а не с полными данными, которые позволяют чиновнику отделить «своих» и предоставить им преимущество.
«Уже завтра по этому поводу поднимется вой в прессе. Мы лишаем чиновника основного преимущества – отбирать для участия в конкурсе свою фирмы. Заказчик не будет знать, кто выступает под номером «один», «два» или «десять». Если площадка разгласит данные, она понесет суровую ответственность. Надо скорее разбить 20% лотов госзаказа на суммы до 15 млн рублей и начать работать. Штрафы за неразмещение госзаказа составляют сегодня 50 тыс. рублей с каждого должностного лица. В дальнейшем я не исключаю и введение уголовной ответственности за чиновное бездействие», - объявил И.Артемьев.
В стране должно быть не меньше 5-7 площадок для электронных торгов, но и не больше: сто площадок нельзя будет эффективно контролировать. Кроме того, из соображений рентабельности самой площадки нельзя доводить цену участия в аукционе до абсурда. Цена участия не должна превышать порядка сотен рублей.
«Мы пробиваем норму о регистрации предпринимателя на электронных торгах раз в три года. Мы признаем, что поправка о предварительной квалификации участника торгов, которую продавили вопреки нашему сопротивлению, ужасна и должна быть ликвидирована. Естественные монополии должны полностью подчиниться закону о госзакупках. Наша задача сегодня – стимулировать госзаказчика размещать заказы. Мифы о демпинге, фирмах-однодневках меня не убеждают в том, что дело нужно спускать о тормозах. Никто еще не предоставил в распоряжение ФАС никаких конкретных сведений о действительных случаях демпинга или фиктивной регистрации поставщика», - подчеркнул И.Артемьев.
По его мнению, легенды об «однодневках» и опасностях, с ними связанных, бродят в головах чиновников, нередко высокопоставленных, но общающихся с прикормленными государством предпринимателями, боящимися реальной конкуренции.
Президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий Григорий Томчин предсказал, что борьба с предквалификацией участников торгов будет проиграна, если не заработают на полную мощность механизмы саморегулирования.
«Мы должны бороться за то, чтобы поправки, принятые в Градостроительный кодекс, были признаны преступлением, или, хуже того, ошибкой. Сегодня же меня беспокоит то, что все открытые площадки являются государственными… Именно сейчас нужно вплотную заняться полной переработкой закона N94-ФЗ: наступил момент, когда его идеологию надо пересмотреть. По сути, противники преобразований всегда апеллируют к «узким местам» закона, выбивая исключения для разных отраслей – оборонки ли, театров, живописи, а исключений из закона быть вообще не должно. Ни единого», - полагает Г.Томчин.
Начальник Управления по контролю за размещением государственного заказа ФАС России Михаил Евраев отметил, что общее количество жалоб на проведение торгов по госзакупкам, направляемых в ФАС, возросло, а количество обоснованных жалоб снизилось (до 43%).
«Полагаю, для того чтобы избежать демпинга, не следует вводить какие-то нормы снижения цены, потому что по достижении такой выдуманной нормы нормальный аукцион заканчиваться не должен – у него, в конце концов, свои законы, отличные от внешнего нормирования. Больше всего, на мой взгляд, торгам сегодня мешает некачественное финансовое обеспечение участников торгов, которое не компенсируется страховщиками», - заявил М.Евраев.
По его мнению, страховщики должны найти приемлемую форму участия в торгах и конкурсах, отличную от сегодняшней, которая диктует не производить выплаты, если в страховом случае подозревается умысел. Тем самым страховщики компрометируют саму идею госзаказа, и для того, чтобы положение вещей изменилось, следует соответствующим образом изменить Гражданский кодекс.
М.Евраев пригрозил серьезными санкциями тем, кто пытается скрыть от потенциальных поставщиков аукционы, подменяя различными символами, буквенными и небуквенными, ключевые слова аукционов так, чтобы их невозможно было найти с помощью поисковой машины.
«На наш взгляд, в таких действиях госзаказчика присутствуют признаки мошенничества, и мы каждый раз подаем в соответствующие органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру замеченного в махинациях на предмет соответствия занимаемой должности», - заметил М.Евраев.
Он считает, что такая неконкурентная форма госзакупок, как запрос котировок, должна вскоре быть исключена из законодательства.
«Должны остаться обычный и короткий аукционы. Электронные же аукционы должны сделаться обязательными для госзаказчиков. Губернаторы или мэры не должны иметь каких-то персональных электронных аукционов, потому что их нельзя будет контролировать. Мы также выступаем за короткую судебную процедуру для установления истины по результатам торгов. И первая, и вторая инстанции должны проходиться месяца за полтора, не больше. Для лучшего взаимодействия с судебной системой предполагается создать специальные комиссии, в которые будут приглашены представители бизнес-сообщества», - заключил М.Евраев.
После его выступления различные мнения о дальнейшем совершенствовании закона о госзакупках высказали главы региональных отделений «ОПОРЫ РОССИИ».
Источник: statetenders.ru